Настройте меню в панели администратора

В поиске истины

Не всякое ученье — свет…

В последние годы предложение различных информационных продуктов — семинаров, курсов, консультаций, вебинаров и т.п. стал просто огромным. Каждый день мне вКонтакте приходят приглашения на различные мероприятия, начиная от курсов женственности, заканчивая обещанием за пару часов мастер-класса научить зарабатывать миллионы. То, что есть выбор — это хорошо, но настораживает наличие среди всей многочисленной армии преподавателей и «гуру» самых заурядных личностей, «псевдо-учителей», которые очень далеки от того, чему учат других.

Как может девушка (под 40), которая ни разу не была замужем и не имеет детей, обучать других секретам семейного счастья? Как может мужчина, который только вчера еле сводил концы с концами, приодевшись в костюм, купленный в кредит, рассказывать другим, как стать олигархом? Собственно, основной вопрос в другом — как можно верить таким «наставникам», идти к ним на обучение и платить зачастую немаленькие деньги за эту, по сути «лже-науку»?..

3

Сразу вспоминается реклама на билл-борде, с которой доктор — мужчина в очках, обещает вернуть своим клиентам 100-% зрение… Но тут же приходит на ум и образ «сапожника без сапог», у которого из-за большой занятости и спроса на его товар, руки не доходят до себя.  Это, пожалуй, единственная «отмазка», по которой такого человека можно оправдать — «я так сильно хочу помогать другим людям и делать их счастливыми, что на себя просто не остаётся времени».  Под такой девиз, кстати, подпадает ну очень много современных ведущих и спикеров — начиная с того же Паши Ракова, который за своими женскими тренингами, а теперь уже и теле-передачами, не то, что жены — света белого не видит,  заканчивая «мастерами Рейки n-ной степени», имеющими плохие отношения в семье и кучу диагнозов, но при этом — лечащих и «исцеляющих» других людей чудодейственной энергией Рейки.

1

Это желание учить других повсюду, и начинается оно с семьи. Мама учит меня, как воспитывать детей, хотя после её методов я долго «выписывала», «вырисовывала» обиды и боль и ходила к психологам… Свекровь возмущается, что наши дети не приучены застилать кровать и мыть посуду, при этом я не вижу этой «приученности» у её собственных детей… Подруга, которая «живёт» на работе, ставит окружающим себя в пример, как хорошую жену и мать.  Имею ли я право давать советы по воспитанию послушных детей, если мои собственные дети не слушают взрослых, делают по-своему,  а иногда даже грубят и «дают сдачу»? При этом, я позволила себе недавно провести семинар на тему гармоничных родов, так как имею опыт естественного, лёгкого, прекрасного рождения трёх детей. Умеешь и делаешь сам — только тогда можешь учить других.

Я была слегка разочарована, когда узнала, что Мария Монтессори, известный педагог и психолог, чьи идеи о воспитании и развитии детей получили широкое распространение во многих странах мира, своего собственного сына сразу после рождения отдала в приёмную семью. «Как можно учить (и любить) чужих детей, бросив родного?» — было моей первой реакцией на эту новость. Однако, почитав биографические статьи, «почувствовав» нелёгкий выбор, стоящий перед этой женщиной, я признаю, что это было вынужденное и действительно лучшее для неё и ребёнка решение на тот момент, которое нисколько не умаляет её достижения и заслуги. Поэтому допускаю, что такие «исключения» из правила (учи других тому, что проверил на своём личном примере) могут быть, но они крайне редки.

2Наличие у человека высшего образования, соответствующего теме обучения, я не ставлю во главу угла. С гораздо большим удовольствием я послушаю советы мамы без медицинского образования, которая растит здоровых детей и сама физически и психически здорова, чем кандидата медицинских наук, супер-пупер доктора с нереальным стажем, который замучил единственного ребёнка таблетками и уколами. Я допускаю, что можно быть прекрасным психологом «по призванию», действительно помогать людям и при этом не иметь профильного образования.

Конечно, замечательно, когда у человека есть высшее образование, сертификаты, дипломы и другие «корешки», подтверждающие его «базу». Но это точно не является для меня решающим фактором при выборе специалиста.  Возможно, такими принципами я оправдываю себя, так как занимаюсь деятельностью (преподаю нумерологию, консультирую людей, как нумеролог и таролог, провожу психологические игры), не имеющей никакого отношения к моему высшему экономическому образованию. Да, пусть будет так. Оправдываю себя, а также тех, кто пошёл учиться не по призванию души, а куда получилось, куда «всунули» родители или куда хватило денег. Но истинное предназначение то тихо, то громко, но будет о себе заявлять, и уже от самого человека зависит, будет ли он «рабом» своего высшего образования или пойдёт за зовом своей души.

Идеально, когда всё совпадает — образование, призвание, реальная деятельность, возможность передавать свои знания и помогать другим людям.  Но так везёт далеко не всем и не с первого раза. Ни у кого не вызывает сомнений профессионализм в своей сфере таких известных личностей, как Джорджио Армани, Коко Шанель, Квентин Тарантино, Уолт Дисней, Роберт Фишер, Жак-Ив Кусто, Киану Ривз, Богдан Ступка, Стив Джобс, Бил Гейтс… Этот список уникальных, мега-успешных людей можно продолжать очень долго. А ведь все они не имеют высшего образования, а некоторые даже не окончили среднюю школу!

Эти личности своим примером подтверждают, что высшее образование — совсем не главное для того, чтобы заниматься своим делом, в том числе — учить других людей тому, что знаешь и умеешь сам. А вот это важно — знать, уметь самому и применять в своей жизни то, чему обучаешь других. А какие ваши критерии выбора учителей и наставников?

1 - комментарии к теме "Не всякое ученье - свет..."

  1. Галина Мистрекова:

    Справедливо! Благодарю!

Оставить сообщение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Все права защищены 2015.